Французское искусство XVII века (Луи Ленен, Н.Пуссен, К.Лоррен).
Франция переживала экономический подъем, становилась могущественной европейской державой. Во Франции разворачивалась борьба за национальное объединение против феодального гнета. Вольтер говорил о XVII веке: "Великий век". На этой почве рождаются утопические мечты об идеальном обществе, основанном на законах разума и справедливости.
В развитии искусства Франции прошло два этапа, которые совпадают с первой и второй половинами XVII века.
I этап.
Столкновение нового со старым, борьба различных направлений в искусстве. При дворе утверждается официальное направление - барокко, в борьбе с ним формируются классицизм и реализм. Самым крупным явлением в художественной жизни Франции XVII века стал классицизм. Центральное место занял образ разумного, мужественного человека. Обязательным условием художественного произведения художники классицизма утвердили симметрию, гармонию, единство места и действия, особую приподнятость художественного языка, поскольку содержание картин составляли сюжеты строгие и полные мудрости.
Художники-реалисты разрабатывали ,главным образом, бытовую, жанровую картину, портрет, пейзаж.
II этап.
После разгрома фонды во Франции наступает расцвет абсолютизма; развиваются капиталистические отношения. В центре внимания искусства - апофеоз абсолютисткого государства. Центр художественной жизни - двор Людовика XIV с его театрализованным бытом. Строится Версаль - центр новой дворянской культуры. Руководящую роль приобрела королевская академия живописи. В 1871 году основана академия архитектуры. Классицизм приобретает официальный характер.
Луи Ленен.
Герои его картин - люди труда. В композициях Ленена нет действия; он решает свои картины как групповые портреты:
"Молитва перед обедом",
"Крестьянская трапеза",
"Семейство молочницы",
"Кузница".
Н.Пуссен.
Основоположник классицизма в живописи. Пуссен раскрывает темы современной эпохи в рамках сюжетов, почерпнутых из античных миров, Библии, Евангелие. Его идеал - герой, сохраняющий в жизненных испытаниях чувство достоинства.
"Битва",
"Спящая Венера".
Программное произведение классицизма "Смерть Германика" - ясность действия, противопоставление группировок.
В "Аркадских пастухах" Пуссен придал легенде философский смысл.
Жизнь природы исполнена в его пейзажах драматической напряженности, которая, однако, всегда приводит к гармоническому разрешению. "Пейзаж с Геркулесом и Какусом". "Пейзаж с Полифеном".
Лоррен (Клод Желле).
Его пейзажи мечтательны, он тонко чувствует световоздушную среду, изменение природы в различные моменты дня.
"Полдень",
"Вечер",
"Утро" - самое поэтичное произведение,
"Ночь".