Фламандская школа живописи XII века (Рубенс, Ван-Дейк, Снейдерс).
В отличие от Италии искусство было наполнено чувством жизни. Образ человека исполнен жизни, силы, здоровья. Крупным центром культуры Фландрии стал Антверпен.
Рубенс Питер Пауль (1577-1640).
Глава фламандской школы живописи. Был художником огромного темперамента. Дипломат, ученый-гуманист, знал несколько языков. Его искусство реалистично, несмотря на некоторую декоративность. На его полотнах - герои античных миров, христианских легенд, современные ему общественные деятели, люди из народа.
Алтарные композиции:"Воздвижение креста", "Снятие с креста".
Картины: "Вакханалия", "Охота на кабана", "Охота на львов".
Расцвет живописного искусства: "Персей и Андромаха", "Жизнь Марии Медичи" для украшения Люксембургского дворца, "Автопортрет", "Портрет дочери".
В поздний период проявилась некоторая парадность творчества художника.
Ван-Дейк (1589-1641).
Учился у Рубенса. Тяготел к драматическому решению тем. Создает тип блестящнго аристократического портрета, образ утонченного, интеллектуального, благородного человека, порожденного аристократической культурой. Герои - люди с тонкими чертами лица, изящные, воспитанные, полные спокойной уверенности.
Строгие портреты, удлиненные пропорции, горделивость позы, эффектность складок одежды усиливает импозантность образов: "Мужской портрет", "Портрет Марии Луизы де Тассие".
Последние годы художник живет при дворе Карла I в Англии: "Карл I".
Снейдерс, Франс (1579-1657).
Мастер натюрморта. Серия "Лавок" для столовой дворца в г.Брюгге - изобилие различной снеди, сочные плоды, овощи, среди них теряются фигуры людей.