Темы

    Искусство Возрождения в Нидерландах. Нидерландская школа живописи

    Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
     

    Искусство Возрождения в Нидерландах. Нидерландская школа живописи (Рогир ван дер Вейден, Гус, Босх, Брейгель Мужицкий, Губер и Ян ван Эйки).

     

    Нидерланды - одна из самых богатых и передовых стран Европы в 15-16 веках. Но процесс формирования культуры ренессанса протекал здесь медленно. Нидерландское искусство приобрело более народный отпечаток, чем итальянское.

    Главные особенности:

    1) изображение социальной несправедливости,

    2) устойчивость средневековых пережитков и традиций,

    3) нидерландское искусство не пришло к утверждению безграничного господства образа совершенного человека,

    4) выражает органические связи человека с окружающей средой.

    Развитие нидерландской живописи шло по пути постепенного проникновения в религиозные сюжеты; характерно накопление конкретных деталей в рамках декоративного стиля. Ведущую роль в этом процессе сыграла миниатюра, получившая широкое распространение в среде феодальной верхушки конца 14 - начала 15 вв.

     

     

    Рогир ван дер Вейден

    Его трагическое искусство было исполнено взволнованности. С 40-х годов 15 века в нидерландской живописи усилились элементы драматического действия.

    "Евангелист Лука, рисующий мадонну".

    Узорчатость для художника важнее объемности. Он прекрасный рисовальщик. Достиг признания при жизни. Занимал должность живописца г.Брюсселя.

    "Снятие с креста".

    Гус

    Человек замечателен для Гуса только силой своего личного чувства. При этом Гуса влекут чувства трагические. Пример - образ св. Женевьевы ("Оплакивания").

    Алтарь Портинари. В закрытом виде алтарь строг и сумрачен. В раскрытом виде - люли и взволнованные ангелы образуют вокруг Марии духовную среду. В алтаре Портинари Гус старается выразить свою веру в душевные возможности человека.

    В "Рожденье" художник придает человеческому чувству вселенские черты. В последней работе "Смерть Марии" ощущается кризис творчества Гуса - утрата единства человека и мира. Отчаяние апостолов беспросветно.

    Босх

    Тяга к реальному, конкретизация образа человека, сатирические изображения рода человеческого "Операция от ума".

    "Стог сена" - согласно фламандской пословицы: "Мир - стог сена, и каждый берет из него то, что удается ухватить".

    "Блудный сын" - европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты. Только природа остается чистой, бесконечной. Такое единство естественно.

    Последние работы художника сочетают фантастику и реальность прежних работ. В творчестве Босха возникает тема одиночества человека в мире.

    Брейгель Мужицкий

    Питер Брейгель Старший сконцентрировал в своем искусстве все достижения нидерландской живописи предшествующей поры. Цель художника - выражение бесконечной протяженности мира, как бы поглощающего людей.

    "Игры детей", "Несение креста".

    Природа Брейгеля грандиозна и близка человеку. "Времена года", "Охотники на снегу", "Возвращение стад", "Крестьянский танец".

    Ряд мрачных и жестоких картин: "Калеки", "Похитители гнезд", "Слепые", "Пляска под виселицей" - стремление возвратиться к былой гармонии и сознание невозможности такого возвращения.

    Братья Губер и Ян ван Эйки 

    Ян ван Эйк был смелым новатором философского склада ума. Основа художественного метода - систематическое изучение натуры. 

    Гентский алтарь (1426) - самое значительное произведение Северного Возрождения. Внизу - "Поклонение агнцу", в центре - бог отец, Мария и Иоанн-Креститель, в боковых створках - юные поющие ангелы.

    "Мадонна каноника ван дер Пале" - фигуры связаны ритмическим строем.

    "Мадонна канцлера Ролена" - широкое обобщение.

    Ван Эйк утвердил самостоятельное значение портрета. "Портрет кардинала Альбериати" - выражено старческое добродушие, ясность ума. "Человек в красном тюрбане". "Портрет четы Арнольфини". 

     

    Поиск