Микеланджело. Скульптурные группы надгробий Лоренцо и Медичи.
Усыпальница Медичи (1520 - 1534) - это капелла при церкви сан Лоренцо. Небольшое, очень высокое помещение, перекрытое куполом. В капелле две гробницы размещены друг против друга у противоположных стен. Третья стена, против алтаря, занята статуей мадонны, по сторонам от нее статуи святых Косьмы и Долиана. На саркофагах помещены статуи "Утро", "Вечер", "День", "Ночь" - символы быстротекущего времени. В статуях обоих покойных чертогов Микеланджело отказался от портретного сходства, представив их в качестве идеальных героев.
В капелле Медичи Микеланджело выступил как гениальный мастер художественного синтеза. Физическая мощь образов капеллы Медичи оттеняет их духовный надлом. Сдавленные в узких нишах статуи Лоренцо и Джулиано, мучительно изогнутые фигуры времен суток - на всем лежит печать не находящего выхода напряхения. Бесцельна энергия дня, тяжел сон ночи. Только статуя мадонны трактована в ином плане, - глубокое душевное волнение мадонны не переходит в надлом, могучий лиризм этого образа не искажен диссонансами.