Микеланджело как архитектор, скульптор и живописец (1475-1564).
Идея творчества - способность человека к героическому подвигу.
Главные архитектурные создания Микеланджело: собор св. Петра и Капитолийская площадь в Риме.
Крупнейшие живописные произведения:
1. "Страшный суд" - фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Религиозная тема раскрыта как человеческая трагедия космического масштаба (творящий суд Христос).
2. Роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане.
Микеланджело считал себя скульптором. Колоссальная статуя "Давид". Гробница папы Юлия II; для гробницы были выполнены статуи двух пленников и статуи Моисея. Обходя "Скованного пленника" зритель сначала ощущает бессилие прикованного тела, но по мере отхода зритель замечает, как тело начинает крепнуть, перед ним уже герой, бросающий гордый вызов. "Умирающий пленник" - прекрасный герой, сломленный в борьбе за освобождение. "Моисей" - образ человека несокрушимой мощи. "Пьетта" и "Распятия" - темы в поздней скульптуре Микеланджело. В "Пьетта Ронданини" прижатые к друг другу, угловато-изломанные тела Христа и богоматери, их лица, едва высовывающиеся из каменной глыбы, кажутся беспокойными. Здесь нет эмоциональных оттенков, присущих флорентийской "Пьетта", доминирует чувство трагического одиночества человека.