Сравнительный анализ ратников Гаттемелате Донателло и Коллеони. Вероккьо.
Донателло - первый конный памятник в искусстве Возрождения в Падуе.
1479 - 1488 гг. Вероккьо работал над конным памятником венецианскому кондотьеру Бартоломео Коллеони, отлитым в бронзе уже после смерти скульптора. Этот памятник стал, подобно донателовскому "Гаттамелате", классическим примером конного монумента эпохи Возрождения. В отличие от Гаттамелаты с его спокойствием и уверенностью фигура Коллеони полна огромного внутреннего напряжения. Он как бы стоит в седле, всей тяжестью тела опираясь на стремена, и властной рукой ведет своего коня, слившись с ним в одно целое. Лицо кондотьера дышит волей. Круглые жесткие глаза и опушенные углы сжатых губ придают ему выражение неистовства. Гордое движение коня передано с большой выразительностью.
Конный памятник кондотьеру Гаттемелате в Падуе работы Донателло - одно из замечательнейших решений проблемы постановки конного памятника во взаимосвязи с архитектурным ансамблем.