Искусство Ассирии и Нового Вавилона
Искусство Ассирии (13-7вв. до н.э.) находилось под сильным влиянием шумерийской культуры. В храме богини Инанны-Иштар - скульптуры шумерийского стиля. Однако ассирийское искусство более светское.
Архитектура - ведущий вид искусства. Города имели крепостной облик. Дворец конца 8 века до н.э. царя Саргона II выстроен на 14-тиметровой террасе из кирпича-сырца, облицован каменными плитами.
Настенные рельефы дворца Саргона (8 в. до н.э.), сцены охот прославляли царственных владельцев.
Росписи Ассирии совершенно аналогичны по сюжетам и принципам расцвечиванию рельефов, сначала четкий контур, а потом цвета.
Круглая скульптура
Обобщены, монументализированы их основные объёмы, отмечены небольшим количеством орнаментов (бахрома одежд, браслеты, серьги). Нет канонов в рельефном изображении, своеобразная выразительность и декоративность, разнообразие композиций.
Наиболее характерными являются: известняковая стена правителя Эанатума, стена коршунов из Лагама и плита Ур-Нанше.
Искусство Нового Вавилона (7-6 вв. до н.э.). В 612 году до н.э. столица Ассирии Ниневия была взята военноначальником Набопаласаром.
Новый Вавилон - крупнейший торговый центр передней Азии. Сын Набопаласара начал осуществлять грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство. Вавилон окружён на реке Евфрате каменной стеной с 8-ью воротами.
Святилище бога Мардука-Эсагила (ворота Иштар).
Ворота богини Иштар-Анбуршату (6 в. до н.э.) - 4 башни, арка, от которых к храму верховного бога Вавилона Мардука вела процессионная дорога.
Дворцы Вавилона. Внизу композиции помещены фигуры идущих львов. Небольшой сад, примыкавший к Южному дворцу, был устроен на нескольких террасах - "Висячие сады".