Ваша проза

    Нам дано...

    Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
     

    Говорят, в Древней Японии по икебане в доме можно было судить об образовании, воспитании и возрасте его хозяйки. То был многогранный язык цветов в букете. Или, помните, как у Сергея Есенина «Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком»? А вообще, какие существуют языки, что с их помощью можно передавать и как они соотносятся?

     

    Прежде всего, конечно, приходят на ум языки разных народов, и совершенно справедливо считается прекрасно образованным человек, знающий несколько языков.

    Передача и восприятие информации наверное во многом обусловлены чувствами человека. А их пока достоверно известно пять - слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Ограничимся первыми двумя и оставим пока в стороне язык запахов, языки жестов и взглядов и прочие феромоны. Почему же мы в первую очередь обращаем внимание на языки, которые дарует нам возможность слышать и видеть? Волновая природа звуков и изображений более изучена, речь и зрение способствовали созданию книги - источнику образования. И теперь мы можем наслаждаться, например, языком математики, использовать языки программирования. 

    Совершенно необычен язык музыки. О моще языка теории музыки, изъясняющегося значками на нотной бумаге, их съединеньями и сочетаньями, размышлял в своей книге "Доктор Фаустус" величайший мифолог 20-го века Томас Манн. Странно, почему некоторые люди удивляются тому, что глухой Бетховен мог написать своё самое значительное, как нередко отмечалось,  произведение "Девятую симфонию" - ведь у него пело внутри и он знал язык музыки.

    Много языков дано человеку. Среди них языки формы - язык балета и язык архитектуры, которую величают застывшей музыкой. И язык поэзии, связь его мелодики (и не только её!) с речью музыкальных фраз. 

    Вспоминается и Скрябин, и его модный ныне язык цветомузыки. И посетители музеев изобразительного искусства, подолгу стоящие перед сплетениями линий, цвета и света. Художники передали им своё видение и понимание мира, свои проблемы. Что отвечают творцам собеседники, как воспринимают совершенно различные правила и свободы языков рисунка, живописи, скульптуры?

    Изображение на плоскости и в пространстве, как и любой другой язык, как и язык семи нот, имеет свои законы существования. Интересно, каким образом каждый язык возникает, что и как он определяет на протяжении своей истории. Любопытно также, какие новые языки появятся в будущем у человечества, животных, растений, а каким из современных языков суждено отмереть? Разумеется, любое знание возможно до какого-то предела да и наша длина свободного пробега заканчивается, но  вопросов и ответов появляется всё-таки много.

     

    Анфиса Карповна.

     

    Поиск