"Необходимо верить в долю справедливости своей воли".
Это забавное сочетание слов мне приснилось. Что оно означает, хотелось бы знать… что необходимо?
Ну, с долями на этом свете «всё в порядке». Справедливости, как известно, нет и быть не может. А вот наша воля… С неё и начнём.
Много лет назад удивительная учительница литературы (такие люди всегда находятся в школьном преподавании – сфере лишь повторения знаний, а не их разработки), на последнем своём уроке перед пенсией сказала восьмому классу: «А теперь я хочу обратиться к своим девочкам. Учитесь!». И она долго говорила о недопустимости исключения образования из жизни женщины, - в любых обстоятельствах, которые всегда есть. К сожалению, в памяти не сохранилась её яркая речь, но неравнодушное лицо Елизаветы Николаевны, повидавшей жизнь разных слоёв населения, до сих пор отлично помню.
А как к ним относиться, к представителям разных слоёв? Нет, помимо того, что хорошо. Насколько уважительно?
Как-то (дело было в прошлом веке) моя товарка на вопрос «Как Вы относитесь к продавщицам?», отвечала: «Никак. Они не учились - раз это тяжело, то и не тратили сил». И много позже вспоминала мою реакцию: «Так нельзя относиться к людям!»
Так вот, люди не зайцы. Они люди, и никогда не простят ощущения униженности из-за неважного уровня своего развития.
Стартовые позиции у всех неодинаковы, и понятно, что равенство может быть только придумано.
Остаётся только вера в возможность любопытства постижения в любых условиях, - почти что, как писала Цветаева, «… чужие и свои, я обращаюсь с требованием веры…». Вот и вся справедливость, вернее её доля, обусловленная своей волей.
А иначе имеем только «фабрику жизни», причём плоховатую фабрику, где на выходе заметных маловато…
Многие сочтут лукавством «веру в любых условиях». Разных?
Разумно, значит, лишь свести к желательному минимуму перепутывание разных слоев, чтобы не возникало намерения несвоевременно изменить условия жизни, чтобы не было войны?
Но, Боже, как широк человек и его общество. И его образование тоже. Упомянем сорокалетнюю (в 15-м веке) эпоху правления огромной территорией великого учёного Улугбека (внука Тимура), так высоко ставившего дело образования. Вспомним добрым словом, чтимый бурятами и поныне, образовательный труд жён декабристов.
Или всё не так?
Как всё устроено?