"Мир искусства", С.Дягилев, А.Бенуа, Добужинский, Сомов, Лансере, Кустодиев, Остроумова-Лебедева, Рерих.
Колыбелью "Мира искусства" был кружок петербургской интеллигенции. В 1890-х годах в него входили художники Бенуа, Сомов и Бакст. К концу века "Мир искусства" оформился как идейно-художественное объединение. В нём участвовал Серов. Его ядро пополнили Лансере, Добужинский, Дягилев. Своей основной целью мирискусстники считали обновление русского искусства, повышение мастерства. Явились популяризаторами классического и зарубежного искусства. Особенно значителен первый период "мирискусстников", продолжавшийся около 10 лет. Устраивали выставки классического и зарубежного искусства. Объявили себя противниками как академизма, так и бытовизма поздних передвижников. Пропагандировали декоративно-приподнятые формы. Достигли значительных успехов в театрально-декорационном искусстве.
Большой вклад в графику начала XX века внесла Остроумова-Лебедева. В её творчестве гравюра на дереве утвердилась как самостоятельный вид искусства ("Виды Петербурга.").
Большую организаторскую роль в объединении сыграл Дягилев.
Бенуа - идеолог "Мир искусства". Предпочитал темы прошлых эпох ("Последние прогулки Людовика XIV". "Парад при Павле I".). Книжная графика: "Медный всадник", "Пиковая дама". Декорации к балету Стравинского "Петрушка".
Добужинский.
Тема городского пейзажа, изображал оборотную сторону современного города ("Дьявол"). Книжная графика - рисунки к сказке Андерсена "Свинопас", к "Бедной Лизе" Карамзина, к повести Достоевского "Белые ночи". Театральные работы для "Месяц в деревне" Тургенева.
Сомов.
Значительное место в творчестве занимает портрет - портреты Блока, Рахманинова. Писал пейзажи, живопись по-современному изощрённая ("Зима", "Каток").
Лансере.
Станковая, монументальная живопись, графика. Театральный художник. Иллюстрациик повести Льва Толстого "Хаджи Мурат". Картины "Корабли времён Петра I", "Императрица Елизавета Петровна в царском селе".
С "Миром искусства" связано творчество Кустодиева и Николая Константиновича Рериха. Рериха выделяла любовь к искусству Древней Руси, к идеалам гуманизма и красоты ("Заморские гости", "Город строят").
История русского искусства под общей редакцией И.Э.Грабаря, В.Н.Лазарева, А.А. Сидорова, О.А.Швидковского, том X, изд-во академии наук СССР, Москва, 1969г.