Голландская школа живописи XII века (Гальс, Рембрант, Веермеер Дельфский).
Отличительной чертой голландского искусства было преобладание среди всех его видов живописи. Становление реалистической голландской живописи проходило в борьбе с маньеризмом и академизмом. Те художники, кто отказывался работать так, как того хотел заказчик, кто отстаивал свою индивидуальность, были обречены на нужду и одиночество (например, Хальс, Рембрант).
Гальс, Франс (1580-1666).
Разрушил каноны дворянского портрета XVI века. В портретах Хальса представлены все слои общества, в том числе ремесленники - низы общества. Стал создателем особого типа группового портрета, граничащего с бытовым жанром. Высшее достижение Хальса - групповой портрет регентов и регентш приюта для престарелых. Хальс - мастер смеха, веселой заразительной притчи. "Цыганка".
Веермеер Дельфский (1632-1675).
Голландский живописец. Работал в Делфте. Небольшие картины из жизни горожан отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиции:
"Девушка с письмом", пейзажи "Вид Делфта", "Уличка".
Рембрант (1606-1669).
Творчество Рембранта - одна из вершин мировой живописи. Рембрант писал картины исторические, библейские, мифологические, бытовые, портреты и пейзажи; мастер офорта и рисунка. Веру в человека художник пронес через всю жизнь. Светотень - главное средство художественной выразительности. Испытал влияние Караваджо.
"Автопортрет",
"Автопортрет с Саксией на коленях",
"Даная",
"Ночной дозор",
"Святое семейство",
офорт "Христос, исцеляющий больных", в котором с особой силой выразился демократизм в искусстве Рембранта,
"Автопортрет в тюрбане с палитрой и кистью",
"Портрет старушки, жены брата".
Последнее десятилетие жизни - Рембрант объявлен несостоятельным должником.
Картины на библейские сюжеты:
"Возвращение блудного сына",
"Давид перед Саулом",
"Ассур, Аман и Эсфирь".