Венецианская школа живописи (Дж. Беллини, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто).
Особого расцвета достигла венецианская школа живописи, отличавшаяся богатством и насыщенностью колорита. Преклонение перед физической силой сочеталось с интересом к духовной жизни человека. Восприятие мира было более непосредственным, чем у флорентийцев. Характерно развитие пейзажа.
Джованни Беллини (1430-1516).
Величие духовного мира человека. Вводит в свои композиции цветные тени, насыщая их светом и воздухом ("Мадонна со святыми").
Спокойная торжественность стиля зрелого Беллини воплощена в отличающейся монументальной уравновешенностью композиции "Мадонна святого Иова".
Для Беллини характерны спокойствие, ясная одухотворенность. Таковы его многочисленные мадонны: "Мадонна с деревцами", "Мадонна в лугах", "Озерная мадонна".
Джорджоне (1477-1510).
Живопись Джорджоне пронизана глубоким лиризмом и созерцательностью. Пейзаж занимает видное место в его творчестве. Важная особенность творчества Джорджоне - гармоничная связь человека с природой. Громадную роль в его творчестве играет колорит. Художник мастерски использует средства масляной живописи.
"Юдифь" - юная прекрасная женщина на фоне природы, но тревожность вносит в картину отрубленная голова врага.
Настроение создают природа и люди:
"Гроза" - предгрозовое настроение,
"Сельский концерт" - спокойно-лучезарное, торжественное настроение,
"Спящая Венера".
Тициан (1490-1576).
Глава венецианской школы, его искусство - вершина искусства высокого Возрождения. Характерны вера в волю, разум и возможности человека.
Учился у Беллини и Джорджоне.
"Любовь земная и любовь небесная" - изображены две женщины:
одна из них пышно одетая, задумчиво-непринужденная, другая златокудрая, красота обнаженного тела оттенена алым плащом.
Отказываясь от ярких тонов, художник обращался к стальным, оливковым, подчиняя все золотистому тону.
"Венера",
"Даная",
"Мучение Св.Лаврентия",
"Терновый венец",
"Кающаяся Магдалина",
"Св.Себастьян".
Портреты Тициана подчас перерастают в картины, раскрывающие психологические конфликты, таковы:
"Юноша с перчаткой",
групповой портрет в рост Папы Павла III с племянниками и кардиналами - своеобразный документ эпохи, обнажающий эгоизм и лицемерие, жестокость, властность и подобострастие.
Веронезе (1528-1588)
Спокойный темперамент, строит колорит на чередовании насыщенных цветовых пятен, предпочитает серебристую красочную гамму. Излюбленные темы - торжественные пиры и праздники.
"Брак в Кане",
"Пир в доме Левия".
Тинторетто (1518-1594)
Последний великий художник эпохи Возрождения. Его бунтарское искусство полно страстности, титанической мощи.
Сын красильщика шелка (Тинторетто - красильщик, отсюда и прозвище). Его искусству присущ демократизм.
"Чудо св.Марка",
"Введение Марии во храм" - спиралевидная композиция,
"Тайное вечере" - располагает стол и сидящих апостолов под углом к картинной плоскости, верхний боковой свет.
Ансамбль Скуола ди Сан Рокко - по стенам и потолкам этого двухэтажного помещения размещена громадная композиция, в которой ярко проявляется народная подоснова творчества художника.