Романский стиль. Синтез архитектуры, скульптуры и живописи в романском соборе.
11в. - время раннего, 12в. - время зрелого романского искусства. В Германии и Италии (по сравнению со Францией) романский стиль сохраняется дольше. Наибольшее значение имеют храмы, монастыри, замки. Романская базилика - трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение. Четко разделяются отдельные пространственные зоны - нартекс, то есть притвор, продольный корпус базилики с детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы.
Для внешнего вида церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (цилиндр, конус, пирамида.)
Романскому искусству присуща острая выразительность. Трактовка фигур находится в прямой зависимости от форм архитектуры. Фигуры композиции находятся в пространстве, лишенном глубины. Любовь ко всему фантастическому.
В области монументальной живописи преобладает фреска, в скульптуре - рельеф (основной материал - камень). Произведения из дерева раскрашивались.
К лучшим монументальным памятникам бургунской школы относятся тимпаны церкви Сен-Мадлен в Везеле и собора в Отене. Тимпан в Везеле изображает Христа, наставляющего апостолов, тимпан в Отене - изображение Страшного суда. Вся композиция более походит на резьбу, чем на скульптуру.