Особенности и периодизация искусства Древнего Рима.
История Рима начинается как история небольшой родовой общины на Тибре.
1. Искусство этрусков.
2. Искусство Рима времен республики.
3. Искусство Рима эпохи империи.
Искусство Рима эпохи империи.
Искусство конца 1в. до н.э. - 1в. н.э. служило укреплению авторитета императорской власти.
Возведение сводов и куполов большого размера (бетонно-кирпичная система).
Архитектура отличалась большой простотой композиционных решений.
В 13году до н.э. построен театр Марцеллы. Частные дома типа особняков, многоэтажные доходные дома.
Колизей - самый большой амфитеатр.
2в. до н.э. - "Пантеон" Апполодека Дамасского.
Термы Каракаллы, стены Аврелиана, дворец в Солоне.
4в - арка Константина в Риме.
Изобразительное искусство, скульптура (1в. до н.э. - 1в. н.э.).
Официальный стиль в портрете и рельефе на основе греческой классики.
Статуя Августа и его жены Ливии.
В портретах частных лиц августовского времени развивается старая традиция реалистического портрета.
Алтарь Мира на Марсовом поле. Камея Августа.
Новые художественные формы, большая реалистичность, динамичность. Портрет Клавдия.
Хотя формы тела идеализированы, но лицу приданы индивидуальные черты. "Портрет Нерона", "Бюст Веспасиана". Знаменитая арка Тита.
2в. н.э. - "варваризация" античного стиля. "Андриан", "Антиной" - любимец императора.
Искусство Рима времен республики.
Три храма - Капитолий, Поиатин, Квипинал, а между - площадь древнего Рима - Римский форум (форум Романум).
Имперские форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Трояна..
Государственный архив - Табумериум; перед ним храм Согласия и Веспасиана.
На юго-западе храм Сатурна. Рядом большая базилика Юлия. Далее храм близнецов Кастора и Полукса.
Северовосточная стена застроена ранее базиликой Эмилия.
Главная трибуна на стороне Капитолия, а справа Триумфальная арка.
Полное овладение греческими орденами. Храм Весты и храм фортуны на Бычьем форуме.
В изобразительном искусстве влияние греческого и этруского искусства. Портрет получил доминирующее значение. Развивается станковая картина повествовательного характера и настенная декоративная живопись.
Бронзовая капитолийская волчица. Мастера 1в. до н.э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто по мертвому лицу.
Характерным для республиканского портрета являются небольшие размеры бюста, захватывающего пол-плеча.
Изображение исключительно мужчин, как правило, пожилого возраста. Лица женщин очень точно передают некрасивые грубоватые черты покойных.
2в.-1в. до н.э. в Риме создаются картины с изображением битв и триумфов.