Ваша проза

    СВЕТ И ТЕНИ

    Рейтинг:  0 / 5

    Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
     

        Темнота отступает, светлеет,

        Появляются Солнце и тени, - 

        Так рождается свет.

     

    Содержание

     

    1. О времени

    - Можно с вами поговорить?

    - Ты и время не одиноки

    - Слушай, коллега, открой-ка окно…

     

    2. О тебе

    - О Солнце и о тебе

    - Нам дано… какие мы богатые

    - Но нельзя верить!

     

    3. О родителях

    - Когда не верится…

    - Мамины недостатки

     

    4. Как жить будем?

    - Счастливо

    - Ни уму, ни сердцу

    - Не по Сеньке шапка?

     

     

     

    1. О времени

     

    Можно с вами поговорить?

     

    Привет, молодые люди!

    Как дела? Ничего?

    Опять я о нашей жизни. Той самой, что определяют сейчас ваши родители. В чём, по большому счёту, различие в жизни прошлой и теперешней? Это, может быть, не так уж и архиважно и, как говорится, "один дурак может задать столько вопросов, что и сто умных не смогут ответить"… Но, всё-таки… Вон Пушкин, дар от Бога в плодах своих мечтаний каких только вопросов ни поставил!

    Неужели раньше молодые люди (а теперь ваши деды) были романтиками из-за большей бедности? Отсюда и походы, и поэты, и песни у костра, а не граффити? 

    Нет, наверное не только от бедности, и к тому же мы не французы - кои большие специалисты по песням. Задача тогда была двигать время и, как в песне Юрия Кукина, "жить километрами, а не квадратными метрами ... расстояния и ветры ценя". Теперь мы живём ВО ВРЕМЕНИ, а это много сложнее!

    И ещё в тогдашней жизни ценились крупные дебютные идеи о мире. Правда, ваши прадеды (на сцене, как известно, четыре поколения), прошедшие Отечественную войну, в послевоенной молодёжи масштаба не видели. Об этом, к слову, обмолвился в частной беседе Жора Лепский, автор музыки знаменитой в то время "Бригантины". Это ему, своему другу её автор, поэт Павел Коган (тот самый, кто "с детства не любил овал, с детства угол рисовал") написал стихи:

    "Ну, играй же, играй мой хороший,

    Это так хорошо и тепло,

    Как луна по ночам за окошком,

    Как рябина в саду за стеклом,

    Как стихи, как песни, как юность,

    Как мечты высокой полёт...".

    Или вот, к примеру - почему не все хотят уехать из страны? Речь, разумеется, о достаточно образованных людях. Не зовут? И так неплохо? Просто никогда никуда не выезжали? Неизвестно, наверное уехали бы, если бы позвали близкие - глаза-то ведь родные. Но одно ясно - многие не уезжают вовсе не потому, что здесь люди жили и среди них находились такие, которые думали о тех, кто будет жить после них. Нет, не поэтому. Думаю, что из-за природы… Даже если они урбанисты, здешняя природа - словно их часть. Или это только "кажимость одна"? Многое непонятно. Однако, писала же Ахматова: "И ложимся в неё и становимся ею, потому и зовём так свободно своею".

    Кстати, о нашей природе. Что в ней хорошего? Пять с половиной месяцев зимы, "в российских водах холодно купаться, поэтому здесь неприглядный вид". Но именно она определила характер, тот самый "типичный русский характер", за выражение которого в художественной литературе стал, по решению Шведской академии, Нобелевским лауреатом писатель Иван Бунин.

    А какая она по-твоему наша разная природа? Застенчивая, простая или трудно миг поймать, что дано нам испытать?

    Пойдите погулять - там свежий воздух и ветер!

    Приятно было поговорить с вами. Пока.

     

     

    Ты и время не одиноки

     

    Мы живём в такое время, когда всё очень быстро меняется. Условия почти экстремальные. Поэтому и этапы общения с другими людьми нередко складываются ой как динамично. Скажем, в прошлом веке нужно было на большом отрезке времени наблюдать как изменяется человек, как проявляется его характер. А теперь проходят год-два, несколько лет и уже "разберёшь - плох он или хорош", не так ли? 

    Или вот интернет. Лет тридцать назад вы о нём слыхали? Я нет. А ныне общаемся в соцсетях. Теперь всё по-другому? Тогда немного истории... 

    Шестидесятые-семидесятые годы - космос, "Девять дней одного года", колоссальное развитие научных институтов, прорыв в области технологий, высокий уровень подготовки кадров и труд, труд. 

    Но, как известно, "времена меняются - и мы меняемся вместе с ними". И эта огромная масса творческой технической интеллигенции была выброшена, как это уже не раз у нас бывало - с изменениями, которых требовало время. Где они, эти специалисты прошлого? 

    Однако, знания, если они не самые приблизительные, не могут просто так пропасть и раствориться - так не бывает. Простой пример продления достижений - ПК, которые они сами же и разрабатывали для нынешнего века информации.

    Так что жизнь хороша, - здесь поэт не ошибся. Только очень-очень жаль, что всё чаще стали уходить их одногодки. И куда уходят люди?

    А что у нынешних молодых заботы легче и проблемы проще? Конечно же, нет. Подчас и тяжелее и сложнее - они просто другие, чем у сверстников зрелых возрастов. Ведь давно уже сказано о правильном отношении родителей к своим взрослым детям: "Вы можете стараться быть похожими на них, но не пытайтесь сделать их похожими на себя. Ибо думы их живут в доме "завтра", куда вам не проникнуть даже в мечтах своих".

    При этом любую проблему можно разрешить лишь немного либо с издержками, -  на то она и проблема. К примеру, отношение общества к женщине. Чем не проблема? Женский труд дорог, но желателен. К тому же женщине немало дано, за что и спрашивается. Веками (за исключением матриархата, разумеется) она прежде всего была нужна детям. Прошлый век добавил - "наряду с общественным производством!"  Начало двадцать первого столетия размышляет об основополагающей роли женщины в семье. И куда это качнётся? 

    Или моральные ценности. В девятнадцатом веке провозглашалось, что главное для человека – это честь, в двадцатом – жизнь. Что назовёт нынешний?

    И в чём видеть счастье? Тут мнения ещё быстрее меняются. Так в восьмидесятых принималось, что главное «счастье – это когда тебя понимают» (как будто понимание возможно не до какого-то предела).

    Может быть, правы те, кто считает, что счастье в здоровье? С запозданием приветствую Вас – здравствуйте! 

    Но вернёмся к началу. Наше переменчивое время определяет дни подростков, формируя их пристрастия и темперамент. 

    Четырнадцатилетние владеют тем, к чему только шли предыдущие поколения. Что они с этим сделают? Их жизнь будет ещё интереснее. Вот бы подсмотреть!

     

     

    Слушай, коллега, открой-ка окно…

     

    Из рассказов подруг.

    Полвека назад дела были такие, как и ныне… Физики-ядерщики не разбирали рабочего времени, - день, ночь, то есть процесс шёл. 

    А тут дети… И пришлось мне уйти в  институт ВПК, где работали нормировано – в шесть уже свободен, а так в восемь, если по-нормальному. Но тоже, конечно, по-разному жили. И соображали. Как от такой трудной радости откажешься? Это когда понято, многим кажется, что всё и так ясно на самом деле, и не слишком занимает.

    Сначала же сам с собой доходишь. Один-то один… да рядом думают, и ты об том знаешь.  Есть такая песенка у Валерки  Берлина:

     

    «Слушай, коллега, открой-ка окно, кажется в мире весна…

    Что же мы ищем, коллега, с тобой третью ночь без сна?

    Слушай, коллега, открой-ка окно, кажется в мире рассвет…

    Кофе остыл, уже налит давно, в пачке уж нет сигарет.

    Слушай, коллега, не мучай прибор, видно ему не до нас…

    Выйдем, поищем такси огонёк в этот предутренний час».

     

    А ещё в те времена пели…

     

    «Кеды я себе отличные купил,

    Ты пойми и не удерживай меня,

    По всей земле пройти мне в кедах хочется,

    Увидеть всё, что видно вдалеке,

    А ты пиши мне письма мелким почерком,

    Поскольку места мало в рюкзаке»

     

     

    2. О тебе

     

    О Солнце и о тебе

        Солнце видите? Ответ: "Естественно. Когда оно есть." Отзыв:"Ну, слава Богу." Вопросы какие-то, скажем так, никчемные.

    Так вот о Солнце, о его свете, который ... И о небе тоже. Вернее о тебе, обо мне, и о нас с вами.

     Говорят, что даже одна возможность видеть, ощущать Солнце - это уже почти всё, - этого достаточно для желания жить на свете. Я не совсем согласна с такой фразой. Но в любом случае видеть и чувствовать Солнце - это уже очень много. Знаете, бывает так ... ну, всё плохо! Вот только Солнце ... видение Солнца (ударение, конечно, на первом слоге) ...

    Конечно, жизнь готовит нас к новым испытаниям, но трудно. Что трудно? Трудно пребывать в угнетённом состоянии, когда не хочется сосредоточиться на чём-то хорошем и поневоле возвращаешься к тому плохому, что произошло.

     А ведь самому себе можно помочь. За счёт себя, не всё же около людей греться. А, точнее, помочь себе можно своими светлыми воспоминаниями (тем единственным капиталом, что есть у каждого!), оставшимися в памяти - зрительными, слуховыми образами, даже запахами, которые поразили когда-то. На какое впечатление можно будет опереться, это неизвестно. Оно само почему-то возникнет. Вспомним, что когда-то видели, слышали...

    Картины хорошего неожиданно могут всплывать самые разные... и из детства, и из взрослой жизни. Вот ребёнком выбегаешь из дома и примостился у крыльца, а там много-много зелёной травы и всё залито солнцем. Или появляется перед глазами темноватая, когда-то так удивившая, фотография ветки тополя после дождя в проёме кирпичной стены. Как хороши были эти брызги воды и яркое лето! И последние дни зимы, когда вдруг станет так тихо, как бывает только, когда весна уже началась... А вот и мелодия, которую ты отмечал. Ещё тебе всегда нравилось, помнишь, когда все смеются, и тебе весело рядом с ними.

     Да, были праздники жизни, как с неба свалились. Они-то и помогут, когда выбираешься из ямы, - за них надо ухватиться, как за протянутую руку.

    Но найти свой радужный образ мало. Образ радости надо, вспомнив, запомнить. Ему надо дать место, к нему надо возвращаться, и почаще. Repetitio est mater studiorum - (читай настроя). А это приятно. Ведь с ним хорошо. И ему с тобой хорошо. Вы давно знакомы, и в тебе есть то, чего ни в ком другом нет, разве не так?

    Пусть приходит, как только позовёшь. Захотел представить, а он здесь. Он есть, и ты уже не один, - вас двое, вы подружились. Как говорится, скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

     Конечно, мы редко глядим в небо. Почему? Это долго рассказывать, и ответы слишком знакомы всем. И к тому же ты ведь не хочешь, чтобы о тебе потом говорили:"Всё сидел, в небо смотрел ..."

    Однако, из песни слова не выкинешь - небо над нами.

    Посмотри хоть разок ввысь. В небо. Хочешь посмейся над тем, что это якобы возвышенно. Но небо всегда твоё. И, что уж совсем великолепно, не только твоё. Видишь, как много в жизни необыкновенного. Вот так и смысл жизни, где бы мы его не искали, а находим его только в природе вещей.

    Так что гляди. Побудь с собой. С солнечным светом, без него не видать света белого. И ведь с древних времён известно, что так важно наблюдать восход и закат Солнца. Только не смотри днём пристально на яркое Солнце без тёмных очков - это вредно для глаз.

     Да, кстати. Не кажется ли тебе интересным (если не сказать загадочным), что период обращения Луны вокруг своей оси в точности (!) равен периоду её обращения вокруг Земли (а иначе к нам не была бы обращена всегда лишь одна сторона Луны)?

    Ну, это я так, к слову. Как говорится, где Солнце, там и Луна. 

    До встречи. И будьте в ладу с собой! 

     

     

    Нам дано… какие мы богатые

     

    Говорят, в Древней Японии по икебане в доме можно было судить об образовании, воспитании и возрасте его хозяйки. То был многогранный язык цветов в букете. Или, помните, как у Сергея Есенина «Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком»? А вообще, какие существуют языки, что с их помощью можно передавать и как они соотносятся?

    Прежде всего, конечно, приходят на ум языки разных народов, и совершенно справедливо считается прекрасно образованным человек, знающий несколько языков.

    Передача и восприятие информации наверное во многом обусловлены чувствами человека. А их пока достоверно известно пять - слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Ограничимся первыми двумя и оставим пока в стороне язык запахов, языки жестов и взглядов и «прочие феррамоны». Почему же мы в первую очередь обращаем внимание на языки, которые дарует нам возможность слышать и видеть? Волновая природа звуков и изображений более изучена, речь и зрение способствовали созданию книги - источнику образования. И теперь мы можем наслаждаться, например, языком математики, использовать языки программирования. 

     Совершенно необычен язык музыки. О мощи языка музыки, изъясняющегося значками на нотной бумаге, их съединеньями и сочетаньями, размышлял в своей книге "Доктор Фаустус" величайший мифолог 20-го века Томас Манн. Странно, почему некоторые люди удивляются тому, что глухой Бетховен мог написать своё самое значительное, как нередко отмечалось, произведение "Девятую симфонию" - ведь у него пело внутри и он знал язык музыки.

    Много языков дано человеку. Среди них языки формы - язык балета и язык архитектуры, которую величают застывшей музыкой. И язык поэзии, связь его мелодики с речью музыкальных фраз. 

    Вспоминается и Скрябин, и его модный ныне язык цветомузыки. И посетители музеев изобразительного искусства, подолгу стоящие перед сплетениями линий, цвета и света. Художники передали им своё видение и понимание мира, свои проблемы. Что отвечают творцам собеседники, как воспринимают совершенно различные правила и свободы языков рисунка, живописи, скульптуры?

     Изображение на плоскости и в пространстве, как и любой другой язык, как и язык семи нот, имеет свои законы существования. Интересно, каким образом каждый язык возникает, что и как он определяет на протяжении своей истории. Любопытно также, какие новые языки появятся в будущем у человечества, животных, растений, а каким из современных языков суждено отмереть? Разумеется, любое знание возможно до какого-то предела да и наша длина свободного пробега заканчивается, но вопросов и ответов появляется всё-таки много.

     

     

    Но нельзя верить!

     

    Помните, как писал И.С.Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

     Услышать слово - что увидеть картину, написанную художником, - увидеть, как увидел он. Это так потому, что слова тоже придумали люди, к тому же не один человек, а огромное число людей шлифовало и понимало их. 

    Для осознания значений слов существует наука этимология, но подчас у нас иная цель -  истолковать смысл слова в нашей жизни, просто понять почему мы так говорим. Сделать это можно рассмотрев состав слова.

     Cлова у нас чудесные, со смыслом, – сами всё объясняют. Все, например, знают, что слово «спасибо» означает «спаси Бог». 

    Что в слове «счастье» – корень «часть» (с частью, значит).

    Слова рассказывают нам об устройстве жизни. Произнося слово, мы вкладываем в него привычный смысл, но, если только вникнуть и разложить его, – слово мощно заговорит с нами.

    Так слово «бороться» – это по сути-то бороть себя (таково значение возвратной частицы «ся»). Не потому ли подчас противопоставление неразумно?

    Слово «расстроиться» - «расстроить себя» - говорит о том, что мы сами  управляем своим строем, можем настроить себя (на здоровье, например). 

    В радостных, жизнеутверждающих словах «ура, здравствуй» есть слог «ра». Слово «радуга – это ведь «ра» (то есть, солнце) + «дуга».

    А в слове «растение» опять присутствует слог «ра» и есть слог «стен», – и можно пошутить – растёт себе «у стены на солнце».

    Ну, а почему у слов «стена» и «стенать» один корень, так это понятно…

    А вот в словах «подвиг» и «двигать» – одна основа «двиг».

    Или какой неожиданный корень в слове «про-стран-ство»!

    Уж не говоря о слове «вор-о-бей».

    Да много таких слов…

    Интересны ваши наблюдения над созданием смысла слова, складывающегося из значений его частей. Что вы заметили, какое слово вас поразило? Хочется узнать, что мы имеем в виду, когда говорим друг с другом. Хочется вдуматься в смысл слов, это радость в жизни.

     Напоследок, вспомним строки С.Я.Маршака:

     

    Когда, изведав трудности ученья,

    Мы начинаем складывать слова

    И понимать, что есть у них значенье –

    "Вода. Огонь. Старик. Олень. Трава.", – 

     

    По-детски мы удивлены и рады

    Тому, что буквы созданы не зря, 

    И первые рассказы нам награда

    За первые страницы букваря. 

     

    Но часто жизнь бывает к нам сурова. 

    Иному век случается прожить, 

    А он не может значащее слово

    Из пережитых горестей сложить.

     

     

    3. О родителях

     

    Когда не верится…

     

    Часто со школьниками, и даже со старшеклассниками, большие проблемы.

    Вроде бы Вы так старались, а на поверку… Часто болеет и учение ему не впрок. Другие дети, вон, какие успехи делают, а Ваш чуть ли ни из последних. Да и окружающие его недостатки, мягко говоря, замечают…

     Не горюйте. Действуйте. Это Ваш ребёнок, и многое в его жизни под силу только матери. Человек родился, и на одной чаше весов для него – Вы, а на другой – остальной мир. Хватит переживать и оценивать, – это не дело матери.

     Даже если предположить, что Ваш ребёнок никогда никому ничего не даст в этой жизни (хоть так и не бывает), он уже много дал Вам. И Вы, как никто другой, можете судить и о его особенностях, и о его способностях и талантах. Вам ведь бывало хорошо с ним? Может быть, Ваш ребёнок даже доверял Вам свои чувства, а значит и мысли? Ищите, что Вам нравится в Вашем ребёнке. Ищите и обрящите! Держите в голове эти великие слова.

     Найдите в Вашем ребёнке новые возможности укрепления его здоровья и становления его развития. Ну, например, Ваш ребёнок, как Вы ни бьётесь, страдает «болезнью неграмотности» (то есть он дислектик), но зато он слагает неплохие стихи (заметим, что многие известные мастера пера, например Г.Х.Андерсен, были в детстве словесно слепыми). Знайте – многие дислектики обладают незаурядными способностями. И часто способности таких детей развиваются через обучение их рисованию. Достоверно известно, что большие трудности с чтением были в детстве и у Леонардо да Винчи.

     Найти и приложить хорошие качества Вашего ребёнка могут только близкие ему люди. Будут помощники – очень хорошо. Но помочь в любом деле можно только тому, кто сам работает. Помните, движитель – это Вы. Разве с такой надёжной защитой, как Вы, Ваш ребёнок может вырасти хуже других?

    И даже когда Вы сами не верите, что Ваш ребёнок, что называется, изболеется, перерастёт, выправится, вырулит, и когда Вашему терпению уже пришёл конец, продолжайте делать для него всё по-прежнему, проводя, пусть хотя бы автоматически, свою конструктивную линию. И постепенно Вам станет легче, а Вашему ребёнку в будущем лучше!

     Потом, хотя, прямо скажем, не очень скоро, Вам доведётся увидеть, что многие Ваши надежды и планы всё-таки не пропали и реализовались, обратившись доброй стороной к Вашему выросшему ребёнку и наполнив его жизнь здоровьем и интересной работой.

     Конечно же, Вы не можете не понимать – то, какие люди нас окружают, большей частью зависит от того, какими их смогли вырастить матери. Отсюда и портрет целого общества. Да, оказывается, всё дело в том, сколько в своё время (и в тех конкретных обстоятельствах, которые всегда есть!) матерям хватило духу, сил и характера на воспитание своих детей.

    Словом, не сдавайтесь, не оставляйте стараний! Это Ваша работа.

     

     

    Мамины недостатки

     

    Сын женится… Речь сейчас не о тех случаях, когда сыну «давно уже пора жениться» или «ещё рано», - нет, со сроком всё в порядке. Но как часто выбор сына кажется нам прямо-таки странным… 

    Представлялось и хотелось бы, чтобы невеста была во многом похожа на будущую свекровь, которая столько лет пестовала её будущего мужа. А она другая! И не только из-за того, что время сейчас иное - просто она девушка со своим характером (а ведь это для жизни основное!), незнакомыми пристрастиями, планами и, можно так сказать, непривычными жизненными задачами. И примирительно думается: «Ах, это потому, что молодая ещё, многого не понимает…». И лишь много позже становится ясно, что дело-то не только и не столько в этом. А в чём же дело? Что за человека сын в ней нашёл?

    Наверное сын увидел в своей будущей жене … те черты, которых нет в его матери. Возможно, он подспудно заметил в любимой маме нехватку части положительных свойств и ряда достоинств (а всех-то в ком-то одном и быть не может), и даже отмечал некоторые мамины недостатки (как же без них). Слава Богу, как вы знаете, «наши недостатки есть продолжение наших достоинств» (забавно, что и у наших невесток всё так же).

    «Ну, и что в итоге он нашёл в своей жене? Не лучший набор человеческих качеств!» – скажут многие свекрови, как по поговорке «невестке в отместку». Однако, здесь уж как повезёт…

     И всё же нередко бывает так... 

    Мать домоседка, не любит менять обстановку. А невестка приветствует путешествия, склонна к переездам, новым впечатлениям, которые немало дают и ей, и её окружению. 

    Или в противоположность сдержанной свекрови молодая жена обожает животных, щедро проявляя доброту и отзывчивость.

    Примеров хватает. Словом, есть такая сторона медали…

     Так что, дорогие свекрови, собрались с духом и для прояснения жизненных ситуаций с невестками выискиваем в себе недостатки и отсутствующие достоинства. А по части нереализовавшихся планов в отношении сыновей вразумляем себя древними мудрыми словами «Несчастный (ая), ты получишь то, что хочешь!» (в другой редакции «… получил то, что хотел!»)

     Да, вот ещё говорят, что мальчик при рождении вдыхает какие-то там молекулы, кои впоследствии и определяют его приязнь к тем девушкам, которым они тоже присущи. Выходит, что же потом говорить: «Ты кого привёл?!»

     

     

    4.Как жить будем дальше?

     

    Счастливо

     

    Допустим, не будем строить глазки, кризис – это надолго. По одним прогнозам небывалый расцвет ждёт нас после двадцатого года, по другим «пойдёт полосами» - год-два хорошо, столько же не очень, по третьим…Чем же нам-то жить? Нет, не на экономическом уровне - не о еде речь, а на психологическом, житейском?

     Вспомним, как мы жили раньше - всё время старались иметь как можно больше, даже пользоваться многими приобретёнными мелочами не успевали. Ясно дело, производили. А ведь потреблять сложнее, чем производить. Причём, потреблять всегда приходится в каких-то обстоятельствах – ведь что-то, а производится.

    Есть такая чудесная реприза у Юрия Стоянова и Ильи Олейникова. Приходит пассажир к начальнику станции и возмущается: «Что это такое?! Поезда не ходят, касса и буфет не работают. Бардак!» Ему в ответ: «Где, на железной дороге? Так у нас всегда бардак, а тут ешё железную дорогу изобрели».

     Cлава Богу, в нас превалирует положительное начало. Теперь нам лишь остаётся обратить внимание на своё, на то, что сотворено и что имеем, – в доме, вокруг, в душе, в жизни. Ведь даже Диоген имел горсть камней…В доме каждого (который, как известно, не стены, а люди) есть чай с чашками, окошко с улицей, старые книги и вещи, ну, может быть, есть и ценности, утилитарные. Вокруг – природа и люди, близкие и неблизкие нам. В душе, кроме потёмок разумеется, вообще много всего важного. А со своей жизнью сами разбирайтесь – как говорится, начать и кончить.

     Какие мы богатые, даже если владеем всем имеющимся пока плоховато! Конечно же что-то из всего этого дорого и нужно нам! А где наличие, там и занятие – шутка ли навести порядок в своём пространстве, многомерном заметьте.

    Да вот есть ещё обученная голова, но этой темы просто страшно касаться. Не зря когда-то изрёк Бернард Шоу: «Профессия – это заговор для непосвящённых».

     К слову, не мы первые, не мы последние. Скажем, в истории Древнего мира противоречия между богатыми и бедными никогда не достигали такой остроты, как в римскую эпоху. Ведь Рим довёл рабовладельческую систему до полного развития со всеми вытекающими для людей и страны последствиями.

     Так что, значит, живём как японцы – девять веков чай пили, зато потом…

     

     

    Ни уму, ни сердцу

     

    Поспорили как-то Сердце с Мозгом. О чём? Кто главнее.

     Сердце говорит: «Я всегда тружусь без устали. День и ночь. Я трудоголик. Поэтому только за мной право владеть всем, что создано человеком. А ты подчас паразитируешь, - ты не трудолюбивый раб, а ленивый хозяин».

     Мозг изрёк: «Трудиться и работать – это совсем не одно и то же. Можно вкалывать до изнеможения, но кто будет нести ответственность? Вот что самое тяжёлое и от чего больше всего устаёшь. А по вкладу и награда».

     Сердце вспылило: «Да если б я кровь не гоняло (без отдыха!), руководил бы ты... Кем, скажи на милость? Мертвецом?»

    Мозг в ответ: «Я умираю после тебя. До последнего на посту. Вот каждый и получает то, что заслуживает».

     И когда возник этот сыр-бор, стали «бузить» и другие системы: «пишеварительная» взгустнула о своей нелёгкой работе, «дыхательная» развздыхалась, «нервная» разохалась - мол, делиться надо, - без нас вам, главным н-е в-ы-ж-и-ть.

     Помирила двух спорщиков Душа (она-то знала, что первое движение всегда эмоциональное – от Сердца, а потом Мозг начинает «отрабатывать»). 

    Как сумела? Пошёл дождь. Лучистый, безвкусный, с запахом пыли и тёплый. Слышите «клавишную музыку»? И смыл все их слова…

     

    Улыбнитесь же!

     

     

    Не по Сеньке шапка?

     

    "Необходимо верить в долю справедливости своей воли".

    Это забавное сочетание слов мне приснилось. Что оно означает, хотелось бы знать… что необходимо?

    Ну, с долями на этом свете «всё в порядке». Справедливости, как известно, нет и быть не может. А вот наша воля… С неё и начнём.

    Много лет назад удивительная учительница литературы (такие люди всегда находятся в школьном преподавании – сфере лишь повторения знаний, а не их разработки), на последнем своём уроке перед пенсией сказала восьмому классу: «А теперь я хочу обратиться к своим девочкам. Учитесь!». И она долго говорила о недопустимости исключения образования из жизни женщины, - в любых обстоятельствах, которые всегда есть. К сожалению, в памяти не сохранилась её яркая речь, но неравнодушное лицо Елизаветы Николаевны, повидавшей жизнь разных слоёв населения, до сих пор отлично помню.

    А как к ним относиться, к представителям разных слоёв? Нет, помимо того, что хорошо. Насколько уважительно?

    Как-то (дело было в прошлом веке) моя товарка на вопрос «Как Вы относитесь к продавщицам?», отвечала: «Никак. Они не учились - раз это тяжело, то и не тратили сил». И много позже вспоминала мою реакцию: «Так нельзя относиться к людям!»

    Так вот, люди не зайцы. Они люди, и никогда не простят ощущения униженности из-за неважного уровня своего развития. 

     Стартовые позиции у всех неодинаковы, и понятно, что равенство может быть только придумано. 

    Остаётся только вера в возможность любопытства постижения в любых условиях, - почти что, как писала Цветаева, «… чужие и свои, я обращаюсь с требованием веры…». Вот и вся справедливость, вернее её доля, обусловленная своей волей. 

    А иначе имеем только «фабрику жизни», причём плоховатую фабрику, где на выходе заметных маловато…

     Многие сочтут лукавством «веру в любых условиях». Разных? 

    Разумно, значит, лишь свести к желательному минимуму перепутывание разных слоев, чтобы не возникало намерения несвоевременно изменить условия жизни, чтобы не было войны? 

    Но, Боже, как широк человек и его общество. И его образование тоже. Упомянем сорокалетнюю (в 15-м веке) эпоху правления огромной территорией великого учёного Улугбека (внука Тимура), так высоко ставившего дело образования. Вспомним добрым словом, чтимый бурятами и поныне, образовательный труд жён декабристов.

     

    Или всё не так? 

    Как всё устроено?

     

    Анфиса Карповна.

     

    Yandex.Direct

    © 2015 Dobroslov.su. All Rights Reserved.
    Рейтинг@Mail.ru
    Яндекс.Метрика

    Поиск