«Есть сила благодатная в созвучьи слов живых,
и дышит непонятная, святая прелесть в них.»
М. Ю. Лермонтов.
«Достаточно, чтобы слова выражали смысл».
Конфуций
Помните, как писал И.С.Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
Услышать слово - что увидеть картину, написанную художником, - увидеть, как увидел он. Это так потому, что слова тоже придумали люди, к тому же не один человек, а огромное число людей шлифовало и понимало их.
Для осознания значений слов существует наука этимология, но подчас у нас иная цель - истолковать смысл слова в нашей жизни, просто понять почему мы так говорим. Сделать это можно рассмотрев состав слова.
Слова у нас чудесные, со смыслом - сами всё объясняют.
Все знают, что слово "спасибо" означает спаси Бог, "пожалуйста" - пожалейте. Что в слове "отрок" корень "рок", в слове "счастье" - "часть" (с частью, значит). Слова рассказывают нам об устройстве жизни. Произнося слово, мы вкладываем в него привычный смысл, но если только разложить его, слово заговорит с нами. Так слово "бороться" означает бороть себя (ся). Не потому ли часто противопоставление неразумно? Слово «расстроиться» означает «расстроить себя».
В радостных, жизнеутверждающих словах «ура, здравствуй» есть слог «ра». Слово «радуга – это ведь «ра» (то есть, солнце) + «дуга».
А в слове «растение» опять присутствует слог «ра» и есть слог «стен», – и можно пошутить – растёт себе «у стены на солнце». Ну, а почему у слов «стена» и «стенать» один корень, так это понятно…
Или, например, слово "подвиг" - основа "двиг". Или какой неожиданный корень в слове "про-стран-ство". Уж не говоря о слове "вор-о-бей".
Да много таких слов.
Читая слова, мы обычно их "не расшифровываем". Но однако, вслушаемся - ведь как разумно они сложены из привычных нам понятий. Вот, например:
Осень - осенять
Странный - страна
Великолепный - велик, лепота (красота, лепота-то какая!)
Благоденствие - благо, день
Благополучие - благо, получать
Благожелательный - благо, желать
Целомудрие - целость, мудрость
Верховодить - верх, водить.
Основа - новь.
(Прислала Таня М.)
Правда, похоже? И по смыслу тоже?
Интересны ваши наблюдения над созданием смысла слова из значений его частей. Пишите Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. - что вы заметили, какое слово вас поразило. Это и радость в жизни, да и хочется узнать, что мы имеем ввиду, когда говорим.
Когда, изведав трудности ученья,
Мы начинаем складывать слова
И понимать, что есть у них значенье -
"Вода. Огонь. Старик. Олень. Трава.",-
По-детски мы удивлены и рады
Тому, что буквы созданы не зря,
И первые рассказы нам награда
За первые страницы букваря.
Но часто жизнь бывает к нам сурова.
Иному век случается прожить,
А он не может значащее слово
Из пережитых горестей сложить.
С.Я. Маршак
Приводим (весьма неполно) значения некоторых приставок. Ведь сочетания смысловых значений приставки и других частей слова часто дают его толкование.
до - образует глагол со значением завершения действия (долететь, докупить); вместе с -ся со значением отрицательного результата (доиграться, допрыгаться),
- образует прилагательное со значением совершившийся прежде того, что обозначено основой (довоенный, дошкольный).
о - образует глагол со значением направленности действия вокруг кого-чего-нибудь (огородить, оклеить) или ошибки, промаха в действии (оговориться, оступиться), а также достижения результата или чрезмерности действия (окаменеть, ослепнуть),
- образует существительное со значением наличия ошибки, промаха (огрех, опечатка).
об - образует глагол со значением направленности вокруг предмета или на все его стороны (обжарить, облететь), опережения действия (обогнать, обойти), а также завершения действия с определенным результатом (обнищать, обучить).
раз... (разо.., рас...) - образует глагол со значением разъединения (разбить, разложить), интенсивности в проявлении действия (раскричаться, расплакаться), направленности движения в разные стороны