Древнерусское искусство и Феофан Грек

    Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
     

    Древнерусское искусство и Феофан Грек.

     

     

    Древнерусское искусство восходит к более ранней художественной культуре восточных славян, которые населяли южные земли Восточной Европы за много веков до образования Киевского государства.

    Особенно искусны были славянские мастера в создании ювелирных изделий. 

    С конца 10 века на Руси воздвигаются деревянные храмы, крепости, дворцы. В 996 году был построен первый каменный храм (Десятинная церковь) византийскими архитекторами. Все русские храмы - постройки крестово-купольного типа (в плане квадрат, который внутри делится столпами на отдельные части, называемые нефами). Второй каменный храм - собор Св. Софии в Киеве. 

     

     

    Этапы развития

    1) искусство X-середины XIII вв. (см. выше)

    2) искусство конца XIII-первой половины XV вв. 

    Основные центры возрождения после татаро-монгольского ига - Новгород и Псков, позже - Москва. 

    Феофан Грек, Андрей Рублев. 

    3) искусство второй половины XV - XVI вв. 

    Строительство Москвы при Иване III. Успенский собор Московского Кремля. Зодчий Фиораванти, художник Дионисий. 

    4) искусство XVII в. 

    Успенская ("Дивная") церковь в Угличе. Иконы Симона Ушакова. 

     

     

    Иконы Новгорода и Пскова.

    Иконы Новгорода: 

    XII-нач. XIIIвв. - "Ангел - златые власы".

    XIII в. - "Христос на троне", "Иоанн, Георгий и Власий" (покровители ремесленников, земледельцев и скотоводов). 

    Иконы Пскова: 

    "Богоматерь Одигитрия", "Илья Пророк", "Архангел Гавриил", "Сошествие в ад".

    Прикладное искусство - лицевое шитье.

     

    Феофан Грек.

    В 1378 году Феофан Грек расписал новгородскую церковь Спаса Преображения. Феофан Грек был мастером характеристик святых; старцы отличаются суровыми и сильными характерами. Росписи Троицкого предела отличаются смелым размещением изображений. Основным средством достижения эмоционального акцента служит белый мазок. 

    Конец XIV в. в Москве - икона "Донская Богоматерь", окруженная ореолом легенд, связанных с тем, что ее будто бы поднесли донские казаки Дмитрию Донскому перед битвой. Это двусторонняя икона. На лицевой ее стороне Богоматерь (Мария) Умиление. На обороте иконы представлена сцена Успения.Богоматери (плач апостолов над телом Марии). 

    В 1405 году совместно с Андреем Рублевым и Прохором из Городца - роспись Благовещенского собора в Кремле (второй ряд иконостаса), колорит насыщен и ярок. 

    Последователи Феофана Грека - фрескисты, расписавшие церковь Федора Стратилата (Новгород, XIVв.). 

     

    © 2015 Dobroslov.su. All Rights Reserved.
    Рейтинг@Mail.ru

    Поиск